Научные школы, лаборатории, центры

 

НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ ЧГПУ

Научная школа «Экология, сохранение биоразнообразия: флора и фауна ЧР».

Состав школы:

численный состав: докторов наук — 6, кандидатов наук — 19, аспирантов — 16,     студентов 12;
ведущие специалисты:

  • Умаров М.У. -д.биол.н., профессор
  • Тайсумов М.А. — д.биол.н., профессор
  • Ибрагимов К.Х. — д.с/х.н., профессор
  • Мицаев Ш.Ш. — д.вет.н., профессор
  • Оказова З.П. — д.с/х.н., профессор
  • Арсанукаев Д.Л. — д.биол.н., профессор
  • Автаева Т.А. — к.биол.н., доцент
  • Абдурзакова А.С. — к.биол.н., доцент
  • Исраилова С.А. — к.биол.н., доцент
  • Кушалиева Ш.А. — к.биол.н., доцент
  • Байраков И.А. — к.биол.н., доцент.
  • Батхиев А.М. — к.биол.н. доцент
  • Усаева Я.С. — к.биол.н., доцент
  • Астамирова М.А. — к.биол.н., доцент
  • Ханаева Х.Р. — к.биол.н., доцент
  • Лечиева М.И. — к.биол.н., доцент и др.

Научно-педагогическая школа базируется на следующих подразделениях ЧГПУ:

  • кафедра экологии и БЖ
  • кафедра биологии и МП
  • проблемная научно-исследовательская лаборатория «Биоразнообразие природных экосистем»
  • ПНИЛ «Научный гербарий»
  • студенческий научный кружок
  • Региональное отделение Межрегиональной экологической общественной организации «ЭКА»
Раскрыть документ

 

Основные научные направления школы:

  • Теоретическая разработка проблем экологии, биологии, охраны и рационального использования растительного и животного мира республики.
  • Исследование влияния антропогенных факторов (химическое загрязнение, физическое загрязнение, засоление и др.) на состояние природных экосистем Чеченской Республики, растительного и животного мира.
  • Совершенствование методологии и методов мониторинга, диагностики, индикации, оценки и прогнозирования состояния экосистем.
  • Составление кадастровых списков флоры и фауны республики.

 

Основные научные результаты:

 

За последние 5 лет защищены 9 кандидатских диссертаций аспирантами и соискателями института. За последние три года опубликовано около 15 монографий, более 100 статей, из них около 30 в журналах, рецензируемых ВАК. Ежегодно проводится Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы биологии и экологии».

 

Научная школа «История Чечни на разных этапах развития»

 

Состав школы:

 

численный состав: докторов наук — 6, кандидатов наук — 12, аспирантов — 17,     студентов — 8;
ведущие специалисты:

 

  • Гапуров Ш.А. — д.ист.н., профессор
  • Ибрагимов Мовсур М. — д.ист.н., профессор
  • Ибрагимов Муса М. — д.ист.н., профессор
  • Ахмадов Ш.А. — д.ист.н., профессор
  • Хасбулатова З.И. — д.ист.н., профессор
  • Эльбуздукаева Т.У. — д.ист.н., профессор
  • Гациева И.И. — к.ист.н., доцент
  • Тепсуев С.Р. — к.ист.н., доцент
  • Халитов В.Х. — к.ист.н., доцент
  • Кадырова Т.У. — к.ист.н., доцент
  • Бугаев А.М. — к.ист.н., доцент
  • Гелаева З.А. — к.ист.н., доцент
  • Киндарова Я.А. — к.ист.н., доцент
  • Гайрабеков А.Я. — к.ист.н., доцент
  • Балаева А.Р. — к.ист.н., доцент
  • Мисербиева Л.С. — к.ист.н., доцент
  • Магомадова Т.С. — к.ист.н., доцент
  • Тепсуев М.С. — к.ист.н., доцент

 

Научно-педагогическая школа базируется на следующих подразделениях ЧИПУ:

 

  • кафедра истории
  • ПНИЛ «История Чечни в лицах»

 

Основные научные направления школы:

 

  • Россия и Чечня: история и современность;
  • Народы Северного Кавказа в период становления и развития российской государственности;
  • Государственное строительство в России: история и современность.

 

Основные научные результаты:

 

За последние 5 лет защищены 11 кандидатских диссертаций аспирантами и соискателями института. За последние три года опубликовано 12 монографий, 147 статей, из них около 20 в журналах, рецензируемых ВАК.

 

Научная школа «Региональные проблемы математического образования»

 

Состав школы:

 

  • численный состав: докторов наук — 2, кандидатов наук — 5, аспирантов — 7,          студентов — 5;
  • ведущие специалисты:
  • Гусев А.В. — д.пед.н., профессор
  • Коваленко М.И. — д.пед.н., профессор
  • Якубов А.В. — к.пед.н., доцент
  • Умалатов С.Д. — к.физ-мат.н., доцент
  • Батаева Я.Д. — к.пед.н., доцент
  • Исаева М.А. — к.пед.н., доцент
  • Исаева З.И. — к.пед.н., доцент

 

Научно-педагогическая школа базируется на следующих подразделениях ЧГ’ПУ:

 

  • кафедра геометрии и МПМ;
  • ПНИЛ «Проблема внедрения современных технологий и методик для совершенствования преподавания математики»

 

Основные научные направления школы:

 

  • Фузионизм при изучении геометрии;
  • Решение задач с параметрами различной степени сложности;
  • Методические аспекты использования ИКТ в преподавании математики в условиях лексической недостаточности;
  • Особенности реализации деятельностного подхода к организации обучения математики в начальной школе.

 

Основные научные результаты:

 

За время функционирования аспирантуры защищены 1 кандидатская диссертация соискателем кафедры геометрии и методики преподавания математики. За последние три года опубликовано 4 монографии, 40 статей, из них 6 в журналах из списка ВАК.

 

Научная школа «Этнопедагогика»

 

Состав школы:

 

численный состав: докторов наук — 6, кандидатов наук — 20, аспирантов — 52,     студентов — 15;
ведущие специалисты:

 

  • Арсалиев Ш.М-Х. — д.пед.н., профессор
  • Магомеддибирова З.А. — д.пед.н., профессор
  • Караханова Г.А. — д.пед.н., профессор
  • Абдурзакова Д.М. — д.пед.н., профессор
  • Мусханова И.В. — д.пед.н., доцент
  • Базаева Ф.У. — д.пед.н., доцент
  • Алиханова Р.А. — к.пед.н., доцент
  • Алиева С.А. — к.пед.н., доцент
  • Касумова Б.С.-А. — к.пед.н., доцент
  • Гадаборшева З.И. — к.пед.н.. доцент
  • Белалов Р.М. — к.пед.н., доцент
  • Юсупова Р.Я. — к.пед.н., доцент и др.

 

Научно-педагогическая школа базируется на следующих подразделениях ЧГПУ:

 

  • кафедра педагогики
  • кафедра дошкольной педагогики и психологии
  • кафедра МНО
  • ПНИЛ «Этнопедагогика»

 

Основные научные направления школы:

 

  • Современные педагогические технологии;
  • История образования в Чечне;
  • Семейная педагогика чеченцев;
  • Этнопедагогика чеченцев.

 

Основные научные результаты:

 

За время функционирования аспирантуры защищены 6 кандидатских диссертаций аспирантами и соискателями института и 2 докторских диссертации. За последние три года опубликовано 10 монографий, 67 статей, из них 11 в журналах из списка ВАК.

 

Научные школы «Сопоставительный анализ русского и иноструктурных языков», «Теория и методика обучения русскому языку в чеченской школе»

 

«Школа инвариантно-вариативной теории и методики обучения»

 

Состав школ:

 

численный состав: докторов наук — 6, кандидатов наук — 24, аспирантов — 41,           студентов — 25
ведущие специалисты:

 

  • Жеребило Т.В. — д.пед.н., профессор
  • Хазбулатов Б.А. — д.фил.н., профессор
  • Халидов А.И. — д.фил.н., профессор
  • Овхадов М.Р. — д.фил.н., профессор
  • Навразова Х.Б. — д.фил.н., профессор
  • Дибиров И.А. — д.фил.н., профессор
  • Буралова Р.А. — к.фил.н., доцент
  • Давлетукаева А.Ш. — к.фил.н., доцент
  • Исраилова Л.Ю. — к.фил.н., доцент
  • Джамбеков О.А. — к.фил.н., доцент

 

Научно-педагогическая школа базируется на следующих подразделениях ЧГПУ:

 

  • кафедра русского языка и методики его преподавания
  • кафедра чеченской филологии
  • кафедра теории и методики преподавания иностранных языков
  • ПНИЛ «Проблемы перевода»

 

Основные научные направления школы:

 

  • Сопоставительный анализ русского и иноструктурных языков;
  • Современные парадигмы изучения языка;
  • Теория и практика лингвистического анализа;
  • Функционально-семантический анализ языка;
  • Лингвистическая терминология;
  • Лингвистическая семантика;
  • Лингвистическая абстракция как метод исследования и обучения.

 

Основные научные результаты:

 

За время функционирования аспирантуры защищены 10 кандидатских диссертаций аспирантами и соискателями института и 2 докторские диссертации. За последние три года опубликовано 7 монографий, более 70 статей, из них около 20 в журналах из списка ВАК.

 

Научная школа «Актуальные проблемы северокавказских литератур в контексте общероссийского литературного процесса»

 

Состав школы:

 

численный состав: докторов наук — 2, кандидатов наук — 8, аспирантов — 8,                студентов — 15;
ведущие специалисты:

 

  • Джамбекова Т.Б. — д.фил.н., профессор
  • Туркаев Х.В. — д.фил.н., профессор
  • Уздеева Т.М. — к.фил.н., доцент
  • Инаркаева С.И. — к.фил.н., доцент
  • Индербаев Г.В. — к.фил., доцент
  • Исмаилова М. В. — к.фил.н., доцент
  • Губанукаева М.М. — к.фил.н., доцент
  • Татаева Р.Б. — к.фил.н., доцент и др.

 

Научно-педагогическая школа базируется на следующих подразделениях ЧГПУ:

 

  • кафедра литературы и методики ее преподавания.

 

Основные научные направления школы:

 

  • перспективы развития северокавказских литератур в контексте общероссийского литературного процесса;
  • русско-кавказские литературные связи;
  • проблемы жанров в чеченской литературе;
  • фольклор как источник чеченской прозы;
  • проблемы духовности и нравственности в творчестве современных чеченских писателей;
  • чеченский исторический роман;
  • становление и развитие чеченской драматургии.

 

Основные научные результаты:

 

За последние три года защищены 5 кандидатских диссертаций аспирантами и соискателями института и 1 докторская диссертация. За последние три года опубликовано 10 монографий, 69 статей, из них 6 в журналах из списка ВАК.

 

Научная школа «Управление в сфере региональной экономики»

 

Состав школы:

 

численный состав: докторов наук — 9, кандидатов наук — 14, аспирантов — 22,               студентов — 15;
ведущие специалисты:

 

  • Джабраилов А.Э. — д.эк.н., профессор
  • Исаев Р.А. — д.эк.н., профессор
  • Парахина В.Н. — д.эк.н., профессор
  • Максименко Л.С. — д.эк.н., профессор
  • Аллахвердиев А.И. — д.эк.н., профессор
  • Гезиханов Р.А. — д.эк.н., профессор
  • Товбулатова З.К. — д.эк.н., профессор
  • Идигова Л.М. — д.эк.н., профессор
  • Булгучев м.Х. — д.эк.н., профессор
  • Саламов О.А. — к.эк.н., доцент
  • Гунашева З.Я. — к.эк.н., доцент
  • Тайсумова Х.В. — к.эк.н., доцент
  • Юшаева Р.С. — к.эк.н., доцент и др.

 

Научно-педагогическая школа базируется на следующих подразделениях ЧГПУ:

 

  • кафедра коммерции и менеджмента
  • ПНИЛ «Мониторинг экономического развития ЧР»
  • кафедра общей экономической теории

 

Основные научные результаты:

 

За три года защищены 5 кандидатских диссертаций аспирантами и соискателями института, опубликовано 9 монографий, 111 статей, из них около 30 в журналах из списка ВАК

 

Научная школа «Физическая культура и спорт в системе непрерывного образования».

 

Состав школы:

 

численный состав: докторов наук — 2, кандидатов наук — 8, аспирантов — 12,                   студентов — 5;
ведущие специалисты:

 

  • Костюков В.В. — д.пед.н., профессор
  • Аслаханов С.-А — д.пед.н., доцент
  • Джамалов А.Р. — к.пед.н., профессор
  • Басханов С.Г. — к.пед.н., доцент
  • Дунаев К.Ш. — к.пед.н., доцент
  • Омархаджиева Ф.С. — к.биол.н., доцент и др.

 

Научно-педагогическая школа базируется на следующих подразделениях ЧГПУ:

 

  • кафедра спортивных дисциплин;
  • кафедра теории и методики физического воспитания;
  • кафедра физической культуры.

 

Основные научные направления школы:

 

  • Организационно-управленческие и методико-технологические проблемы физической культуры дошкольников, учащихся общеобразовательных школ, средних и высших профессиональных образовательных учреждений;
  • Психолого-педагогические аспекты модернизации физического воспитания в системе непрерывного образования;
  • Медико-биологические проблемы физкультурного образования дошкольников и учащейся молодёжи.
  • Современное состояние и пути развития детско-юношеского спорта, спорта высших достижений;
  • Перспективы развития физической культуры в свете федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения;
  • Современные концепции трансформации культурно-исторического опыта формирования личности в современную практику образования и воспитания

 

Основные научные результаты:

 

За время функционирования аспирантуры защищены 3 кандидатских диссертации аспирантами института. За последние три года опубликовано 6 монографий, 47 статей, из них 4 в журналах из списка ВАК.