1. Наука
  2. Научная инфраструктура

Научная инфраструктура

Жеребило Татьяна Васильевна

Школа инвариантно-вариативной методологии исследования и обучения

Руководитель:
Жеребило Татьяна Васильевна – д.пед.н., профессор
Ведущие специалисты школы:
Халидов А.И. – д.фил.н., профессор
Овхадов М.Р. – д.фил.н., профессор
Навразова Х.Б. – д.фил.н., профессор
Дибиров И.А. – д.фил.н., профессор

В рамках научной школы активно работают такие члены кафедры, как: Буралова Р.А., Мусаева Л.С., Тазуркаева С.С., аспиранты, магистранты, студенты, активно участвующие в публикационной деятельности.
Научно-педагогическая школа базируется на кафедре теории и методики преподавания русского языка.

Основные научные направления школы:

  • Сопоставительный анализ русского и иноструктурных языков;
  • Общая и учебная лексикография и терминография;
  • Современные парадигмы изучения языка;
  • Теория и практика лингвистического анализа;
  • Функционально-семантический анализ языка;
  • Лингвистическая терминология;
  • Лингвистическая абстракция как метод исследования и обучения;
  • Теория и методика обучения русскому языку в чеченской школе;
  • Лингвистический анализ текста;
  • Функционально-стилистический инвариант как основа исследования языка и обучения речевой деятельности;
  • Модели исследования коммуникативного поведения билингвов;
  • Актуальные проблемы социолингвистики;
  • Языковая ситуация в Чеченской Республике в условиях глобализации.

Основные научные результаты:

За последние три года опубликовано 3 монографии, более 167 статей, входящих в базу РИНЦ, из них 21 в журналах из списка ВАК, 8 статей, входящих в базу Scopus и Web of Science.

Тайсумов Муса Анасович

Экология, сохранение биоразнообразия: флора и фауна ЧР

Руководитель:
Тайсумов Муса Анасович – д.биол.н., профессор
Ведущие специалисты школы:
Умаров М.У. – д.биол.н., профессор
Ибрагимов К.Х. – д.с/х.н., профессор
Мицаев Ш.Ш. – д.вет.н., профессор
Оказова З.П. – д.с/х.н., профессор
Арсанукаев Д.Л. – д.биол.н., профессор
Байраков И.А. – к.биол.н., доцент
Научно-педагогическая школа базируется на кафедре экологии и БЖ.

Основные научные направления школы:

  • Исследование влияния антропогенных факторов (химическое загрязнение, физическое загрязнение, засоление и др.) на состояние природных экосистем Чеченской Республики, растительного и животного мира.
  • Совершенствование методологии и методов мониторинга, диагностики, индикации, оценки и прогнозирования состояния экосистем.
  • Составление кадастровых списков флоры и фауны республики.

Основные научные результаты:

За последние три года опубликовано около 15 монографий, более 100 статей, из них около 30 в журналах, рецензируемых ВАК.

Ибрагимов Мовсур Муслиевич

История Чечни на разных этапах развития

Руководитель:
Ибрагимов Мовсур Муслиевич – д.ист.н., профессор
Ведущие специалисты школы:
Гапуров Ш.А. – д.ист.н., профессор
Эльбуздукаева Т.У. – д.ист.н., профессор
Гациева И.И. – к.ист.н., доцент
Бугаев А.М. – к.ист.н., доцент
Гелаева З.А. – к.ист.н., доцент
Байраков И.А. – к.биол.н., доцент
Научно-педагогическая школа базируется на кафедре истории.

Основные научные результаты:

За последние три года опубликовано 12 монографий, 147 статей, из них около 20 в журналах, рецензируемых ВАК.

Логотип ЧГПУ

Региональные проблемы математического образования

Руководитель:
Коваленко М.И. – д.пед.н., профессор
Ведущие специалисты школы:
Асхабов С.Н., д.физ.-мат. н., профессор
Якубов А.В. – к.пед.н., доцент
Умалатов С.Д. – к.физ-мат.н., доцент
Исаева М.А. – к.пед.н., доцент
Исаева З.И. – к.пед.н., доцент
Байраков И.А. – к.биол.н., доцент
Научно-педагогическая школа базируется на кафедре геометрии и МПМ.

Основные научные направления школы:

  • Фузионизм при изучении геометрии;
  • Решение задач с параметрами различной степени сложности;
  • Методические аспекты использования ИКТ в преподавании математики в условиях лексической недостаточности;
  • Особенности реализации деятельностного подхода к организации обучения математики в начальной школе.

Основные научные результаты:

За последние три года опубликовано 4 монографии, 40 статей, из них 6 – в журналах из списка ВАК.

Арсалиев Шавади Мадов-Хажиевич

Этнопедагогика

Руководитель:
Арсалиев Шавади Мадов-Хажиевич – д.пед.н., профессор
Ведущие специалисты школы:
Магомеддибирова З.А. – д.пед.н.,профессор
Караханова Г.А. – д.пед.н., профессор
Абдурзакова Д.М. – д.пед.н., профессор
Мусханова И.В. – д.пед.н., доцент
Базаева Ф.У. – д.пед.н., доцент
Байраков И.А. – к.биол.н., доцент
Научно-педагогическая школа базируется на кафедре педагогики.

Основные научные направления школы:

  • Современные педагогические технологии;
  • История образования в Чечне;
  • Семейная педагогика чеченцев;
  • Этнопедагогика чеченцев.

Основные научные результаты:

За последние три года опубликовано 10 монографий, 67 статей, из них 11 – в журналах из списка ВАК.

Джамбекова Тамара Белаловна

Актуальные проблемы северокавказских литератур в контексте общероссийского литературного процесса

Руководитель:
Джамбекова Тамара Белаловна – д.фил.н., профессор
Ведущие специалисты школы:
Инаркаева С.И. – к.фил.н., доцент
Исмаилова М. В. – к.фил.н., доцент
Татаева Р.Б. – к.фил.н., доцент
Яхьяева З.И. – к.фил.н.
Товсултанова Д.С. – к.фил.н.
Научно-педагогическая школа базируется на кафедре литературы и методики ее преподавания.

Основные научные направления школы:

  • Перспективы развития северокавказских литератур в контексте общероссийского литературного процесса;
  • Русско-кавказские литературные связи;
  • Проблемы жанров в чеченской литературе;
  • Фольклор как источник чеченской прозы;
  • Проблемы духовности и нравственности в творчестве современных чеченских писателей;
  • Чеченский исторический роман.

Основные научные результаты:

За последние три года опубликовано 8 монографий, более 93 статей, из них 25 в журналах из списка ВАК.

Логотип ЧГПУ

Управление в сфере региональной экономики

Руководитель:
Товбулатова З.К. – д.эк.н., профессор
Ведущие специалисты школы:
Мусаев Р.А. – д.эк.н., профессор
Гезиханов Р.А. – д.эк.н., профессор
Юшаева Р.С. – к.эк.н., доцент
Гайрбеков М.С. – к.эк.н., доцент
Саламов О.А. – к.эк.н., доцент
Научно-педагогическая школа базируется на кафедре экономика и управление в образовании.

Основные научные результаты:

За три года опубликовано 9 монографий, 111 статей, из них около 30 в журналах из списка ВАК.

Элипханов Салман Байсултанович

Физическая культура и спорт в системе непрерывного образования

Руководитель:
Элипханов Салман Байсултанович – д.пед.н., профессор
Ведущие специалисты школы:
Аслаханов С.-А – д.пед.н., профессор
Джамалов А.Р. – к.пед.н., доцент
Басханов С.Г. – к.пед.н., доцент
Яхьяева З.И. – к.фил.н.
Товсултанова Д.С. – к.фил.н.

Научно-педагогическая школа базируется на следующих подразделениях ЧГПУ:

  • кафедра теории и методики физического воспитания;
  • кафедра физического воспитания
  • ПНИЛ «Актуальные проблемы физической культуры и спорта»

Основные научные направления школы:

  • Организационно-управленческие и методико-технологические проблемы физической культуры дошкольников, учащихся общеобразовательных школ, средних и высших профессиональных образовательных учреждений;
  • Психолого-педагогические аспекты модернизации физического воспитания в системе непрерывного образования;
  • Медико-биологические проблемы физкультурного образования дошкольников и учащейся молодёжи.
  • Современное состояние и пути развития детско-юношеского спорта, спорта высших достижений;
  • Перспективы развития физической культуры в свете федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения;
  • Современные концепции трансформации культурно-исторического опыта формирования личности в современную практику образования и воспитания

Основные научные результаты:

За последние три года опубликовано 6 монографий, 47 статей, из них 4 в журналах из списка ВАК.

—>

Научно-образовательные центры Чеченского государственного педагогического университета

Центр нахских исследований

Химия

Проблемные научно-исследовательские лаборатории Чеченского государственного педагогического университета

Актуальные проблемы физико-математического образования

Актуальные проблемы физической культуры и спорта

Биоразнообразие природных экосистем

Институциональные основы социально-экономического развития региона (на примере СКФО)

Межкультурные коммуникации в изучении иностранных языков

Поликультурное образование

Проблема духовной безопасности молодежи

Проблемы обучения химии в вузах и школах ЧР

Этнопедагогика