Критическая ошибка!

Ваш браузер устарел и непригоден для работы с нашим сайтом
в то время, как любой современный браузер не испытывает с этим проблем!
Главная Университет Об университете

Об университете

ЧГПИ – Чечено-Ингушский государственный педагогический институт (ЧИГПИ) – был учрежден 28 ноября 1980 года Постановлением Совета Министров РСФСР. Ректором третьего в те годы высшего учебного заведения в ЧИАССР вуза был назначен кандидат педагогических наук, профессор Мухари Умарович Умаров, известный в республике как один из организаторов народного образования, до этого многие годы возглавлявший Министерство просвещения.

Первый набор студентов был осуществлен в 1981 году на специальности «Физическая культура», «Русский язык и литература в национальной школе», «Педагогика и методика начального обучения», «Физика и математика», «Математика и физика», «Общетехнические дисциплины и труд». В последующие годы были открыты новые специальности («Дошкольная педагогика и психология», «Изобразительное искусство и черчение», «Химия и биология», «Биология и химия» и др.). Студентами вуза становились в основном выпускники сельских школ республики. Благоустроенные учебные корпуса и общежития, высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав позволял вузу успешно осуществлять подготовку национальных кадров высшей квалификации для системы образования региона.

Начавшиеся в 1991 году в республике разрушительные процессы и развернувшиеся затем военные действия не могли не отразиться на деятельности вуза. На несколько лет институт оказался изолированным от образовательного пространства России.

17 апреля 1995 г. на основании ходатайства Правительства Национального возрождения Чеченской Республики Министерство образования Российской Федерации переименовало Чечено-Ингушский государственный педагогический институт в Чеченский государственный педагогический институт. В это же время ректором института был назначен доктор филологических наук, профессор  Бекхан Абусупьянович Хазбулатов, который возглавлял вуз более 17 лет. С 1-го марта 2013  исполняющим обязанности ректора является кандидат философских наук Хож-Ахмед Султанович Халадов, многие годы работавший первым заместителем Министра образования и науки Чеченской Республики.

Сегодня Чеченский государственный педагогический институт – вуз, занимающий лидирующие позиции в сфере высшего профессионального образования Чеченской Республики. Особое внимание здесь уделяется кадровому обеспечению учебного процесса и улучшению материально-технической базы.

ЧГПИ готовит высококвалифицированных специалистов, которые могут работать в образовательных и научно-исследовательских учреждениях, органах государственного управления, дошкольных учреждениях и различных службах социального направления, коммерческих структурах, средствах массовой информации и т.д.

Обучение студентов осуществляется в светлых помещениях восстановленных трехэтажного (бывшего двухэтажного) и двух пятиэтажных корпусов. В 2005 году ко Дню института (28 ноября) вступил в строй восстановленный из руин центральный корпус по пр. Исаева, 62.

Реализация профессиональных образовательных программ подготовки подкреплена необходимым учебно-методическим и информационным обеспечением. В фондах библиотеки института имеется более 200 000 экземпляров учебной литературы. В шести читальных залах института имеются необходимая учебная, научная, методическая литература и аудио- и видеоматериалы, а также учебные материалы на электронных носителях. В 2008 г. введен в строй новый Библиотечно-информационный центр, один из крупнейших на Северном Кавказе.

Аудиторный фонд, лаборатории, мастерские, кабинеты и специальные классы оснащены соответствующими наглядными пособиями, методическими материалами и разнообразными техническими средствами обучения.

Критерием оценки качественного состава научно–педагогических кадров является доля преподавателей с учеными степенями и (или) званиями. Сегодня реальный процент остепенённых сотрудников вуза составляет более 65%. Этот показатель выше, чем у многих других вузов, и свидетельствует о быстром развитии интеллектуального потенциала института.  

Структуру вуза образуют 8 факультетов и 27 кафедр, которые возглавляют лица, имеющие ученую степень и звание. Число аспирантов на 100 студентов контингента, приведенного к очной форме обучения, превышает норматив более чем в 2 раза.

В настоящее время в институте реализуются 23 основные образовательные программы высшего профессионального образования, шесть направление подготовки и 3 дополнительных профессиональных программ.  Институт предоставляет образовательные услуги по 35 основным лицензированным специальностям.

Чеченский государственный педагогический институт ставит перед собой задачу стать базой для экспериментальной отработки современного содержания педагогического образования. Осуществляемые в вузе научные разработки – реальное тому подтверждение. Так, в рамках ФЦП «Поликультурное образование» учеными-методистами ЧГПИ созданы и проходят апробацию учебно-методические комплексы для чеченской начальной школы «Аббат», «Изобразительное искусство», «Музыка», имеющие гриф Министерства образования и науки РФ. Разработаны методические пособия по развитию речи и изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений ЧР.

По тематическому плану Минобрнауки РФ ведутся научные разработки по теме «Исследование формирования личности в социокультурном кризисе».

В институте функционирует аспирантура по 5 отраслям и 10 специальностям. Идет подготовка документов для открытия аспирантуры по двум специальностям:Социальная психология и Языки народов РФ (чеченский язык).

В ЧГПИ ведется активная научно-исследовательская деятельность по следующим актуальным для региона направлениям: «Экология, сохранение биоразнообразия: флора и фауна ЧР»; «Экономика и управление народным хозяйством»; «Проблемы обучения русскому языку в условиях двуязычия»; «Информационные технологии в образовании» и др.

В рамках сотрудничества с ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет» успешно функционирует филиал Центра регионального законодательства.

На базе ФГБОУ ВПО ЧГПИ регулярно проходят научные форумы различного уровня, которые ставят цель активизировать научно-исследовательскую деятельность в регионе, консолидировать усилия сфер науки и образования по повышению интеллектуального потенциала регионов России. Так, в 2009 году на базе ЧГПИ прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Язык и школа», на которой обсуждались актуальные проблемы языковой политики государства и языкового образования. В 2010 году институт принимал гостей – участников 2-ой Всероссийской научно-практической конференции «Психология и образование». В 2011 году проведена Всероссийская научно-практическая  конференция «Наука, образование, инновации». В марте 2012 года состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Инновационные формы и методы обучения в начальной школе». В мае 2012 года состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Личность в контексте этнокультуры».

В апреле 2012 года в институте прошла Неделя науки ЧГПИ, в работе которой приняли участие многие представители научных и образовательных учреждений региона, всей России и ближнего зарубежья. В течение недели в институте было проведено более 60 мероприятий – от пленарных заседаний, семинаров, олимпиад и презентаций до круглых столов, конференции, встреч, экскурсий, концертов и выставок. По итогам «Недели науки ЧГПИ» изданы сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы биологии и экологии»; сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы северокавказских литератур в контексте общероссийского литературного процесса: перспективы развития на рубеже ХХ-ХХI веков», посвященной памяти чеченского писателя Саида Бадуева; сборник материалов Региональной научно-практической конференции «Дошкольное и начальное образование: инновации,  ценности»; сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Физическая культура и спорта в системе непрерывного образования: современное состояние, проблемы и перспективы  развития».

ЧГПИ вносит огромный вклад в сохранение и развитие национально-культурных ценностей чеченского народа, представляет собой крупный научно-методический центр республики по русской и чеченской филологии, психологии и педагогике, иностранным языкам, изобразительному искусству и истории Чечни. Так, при гуманитарном факультете функционирует фольклорная лаборатория, занимающаяся сбором, обработкой и анализом бесценного наследия устного народного творчества. Идет разработка научных проектов в рамках функционирования проблемных лабораторий «История Чечни на разных этапах ее развития», «Духовная культура чеченцев в системе общечеловеческих ценностей», «Этнопедагогическое наследие чеченского народа», «Этнопсихологические исследования и разработки», «Психологическая безопасность в образовании» и др.

Основу института составляют его студенты, которые окружены в его стенах любовью и заботой и имеют возможность впитать вместе с науками особый, незабываемый дух Альма Матер. В ЧГПИ функционирует студенческий комитет самоуправления, принимающий активное участие в оптимизации учебно-воспитательного процесса.

За 30 лет своего существования педагогический институт выпустил более 15 тысяч специалистов, среди которых есть известные ученые и общественные деятели, знаменитые спортсмены. Так, студентами факультета физической культуры и спорта являются олимпийский чемпион по греко-римской борьбе, победитель Пекинской летней олимпиады А.Альбиев, чемпион мира по каратэ М.Шихабов, обладатель кубка мира по каратэ Б.Газаев и другие спортсмены.

Особая гордость педагогического института – это многочисленные учителя, которые самоотверженно трудятся в школах Чеченской Республики, вкладывая свои знания и душу в будущее чеченского народа. 

Другие ресурсы