История ЧГПУ

Тернистый путь становления

28 ноября 1980 года постановлением Совета Министров РСФСР в г. Грозном был открыт третий государственный вуз Чечено-Ингушетии, ставший двести первым педагогическим вузом Советского Союза. Ректором вновь открытого третьего в ЧИАССР вуза был назначен Мухари Умарович Умаров, известный в республике как один из организаторов народного образования, до этого многие годы возглавлявший Министерство просвещения.

Возглавляя более 20 лет органы народного образования республики, М.У. Умаров, как никто другой, знал истинное положение дел в этой сфере, понимал, что будущее народа связано с просвещением, развитием культуры и науки, что это развитие невозможно без подготовки национальных кадров высшей квалификации. Министр просвещения ЧИАССР, лично знавший чуть ли не каждого учителя, не мог не видеть, что республика (особенно сельские ее районы) остро нуждается именно в педагогических кадрах, не временных, «отбывающих срок» по направлениям из других регионов страны, а в своих, коренных, знающих особенности чеченского менталитета и готовых посвятить себя делу просвещения народа.

По свидетельству самого М.У. Умарова и многих других, институт создавался во многом не благодаря, а вопреки усилиям представителей партийно-советского чиновничьего аппарата. «Немало было противников открытия пединститута в Грозном. Самое парадоксальное, что этому препятствовали не столько в Москве, сколько в Грозном. Мне, как министру просвещения ЧИАССР, приходилось убеждать десятки важных чиновников. Иногда даже шел на хитрости, чтобы обойти многочисленные препоны», — вспоминал Мухари Умарович в 1996г. (Грозн. рабочий, 5-11 июля 1996).

В первый год начали функционировать три факультета: физико-математический, филологический и факультет физической культуры и спорта. Профессорско-преподавательский состав был сосредоточен на пяти кафедрах.

На первый курс было принято 300 студентов по шести специальностям: «Русский язык и литература в национальной школе», «Педагогика и методика начального обучения», «Физика и математика», «Математика и физика», «Физическая культура и спорт», «Общетехнические дисциплины и труд».

Самый молодой вуз республики начал полноценно функционировать как учебное заведение, с каждым годом набирая темпы развития.

Среди первых сотрудников и студентов педагогического института были: С.Г. Басханов, А.Р. Джамалов, Х.Ю. Саидова, С.-Э.С.-М. Юшаев, Т.Б. Амаева, В.П. Авакова, С.М. Мальсагов, Х.А. Бурчаев, В.М. Прима, Л.В. Рогочая, Т.Г. Маруценко, З.Д. Мугадиев, С.Н. Баранец, Д.Д. Межидов, С.Х. Хациев, А.Д. Булуев и многие другие.

Педагогический в годы хаоса и… надежд

90-е годы прошлого столетия начались для Чеченской Республики в привычном ритме жизнедеятельности производственных, культурных, образовательных, медицинских, научных и иных учреждений, ведомств и организаций. Педагогический институт, вступивший в свое второе десятилетие, тоже продолжал свойственную для себя образовательную миссию, будучи уверенным в востребованности высококвалифицированных педагогов, которые выпускались им ежегодно. Перед грядущим 1991-1992 учебным годом в институте наметились некоторые позитивные изменения: расширился перечень специальностей – на филологическом факультете открылась специальность «Иностранные языки», а на факультете начальных классов начали функционировать специальности «Дошкольная педагогика и психология» и «Педагогика и методика начального обучения» с чеченским языком обучения; на 150 человек увеличилась контрольная цифра приема студентов; открыли новый компьютерный класс; закупили технические средства обучения для гуманитарных факультетов.

Выступая с отчетом об итогах 1991-1992 учебного года на заседании Ученого совета госпединститута, ректор М.У. Умаров, как свидетельствуют сохранившиеся материалы, говорил: «Коллектив нашего института в настоящее время продолжает трудиться в сложнейших условиях в силу общественно-политической нестабильности в республике, обусловленной антинародной политикой дудаевского режима, существования криминогенной обстановки в г. Грозном, благоприятствующей тому, что уголовные элементы, чувствуя свою безнаказанность, грабят имущество педагогического института. В первом корпусе ограблен кабинет ректора, унесено ценное имущество. Во втором корпусе, прекрасно, по-современному оборудованном, совершенно беспрецедентное для нашего вуза ограбление, в результате чего мы лишились нового компьютерного класса и другой ценной техники, спортивного инвентаря. Несмотря на все наши обращения в правоохранительные органы республики, преступники не установлены и имущество не возвращено». Это заседание Ученого совета, на котором очень тактично, взвешенно и мудро выступил М.У. Умаров, состоялось 28 октября 1992 г. К тому времени уже произошли события, полностью изменившие расклад сил в республике в пользу деструктивных элементов, захвативших власть.

Так, к 1993 году из педвуза, в котором было около 90 преподавателей с учеными степенями (51%), уволилось более 30 человек, среди которых только три–четыре преподавателя без ученой степени. В список покинувших республику входили известные в республике ученые и опытные преподаватели И.А. Самсоненко, А.А. Мальсагов, А.В. Кузнецов, Н.П. Маменко, Л.В. Рогочая, Г.Г. Цыганков, Т.Х. Муталиев, Г.Л. Авагян, Т.В.Шабунина, А.И. Тутынина и другие.

В августе-сентябре 1993 г. в нарушение законов и нормативных актов о высшем учебном заведении были освобождены от занимаемых должностей Д.Д. Межидов, С.М. Юшаев, Х.В. Домбиев, Б.А. Хазбулатов и другие. Позже Б.А. Хазбулатова решением Заводского районного народного суда восстановили в должности и декана филологического факультета, и доцента кафедры русского языка.

В 1994 году в республике началась война, которая разрушила или уничтожила все объекты образования в г. Грозном. Жесточайшим бомбовым ударам подверглось и здание пединститута в микрорайоне, в котором располагался самый большой крытый спортивный зал в республике. Глубинными бомбами была в буквальном смысле уничтожена высотная часть главного корпуса института по проспекту Орджоникидзе, 62. Эту часть составляли библиотека, книгохранилище, читальный зал, отдел кадров, архив. Ничего не сохранилось из около 700 тыс. экземпляров научной, учебной, учебно-методической и художественной литературы. Не осталось ничего из отдела кадров и архива. Педагогическому институту был нанесен колоссальный материальный ущерб. «Однако все это уходило на второй план, когда мы узнавали о смерти хотя бы одного студента или преподавателя, — рассказывал в 1995 г. М.У. Умаров, который вложил свою душу в эти институтские здания, построенные по его инициативе. – Учебные корпуса можно восстановить, а вот человеческую жизнь не вернёшь ни за какие земные богатства».

14 апреля 1995 г. вышел приказ Министерства образования Российской Федерации об освобождении от занимаемой должности ректора Чечено-Ингушского государственного педагогического института Умарова Мухари Умаровича с 1 марта 1995 г. по возрасту, переводе его на должность профессора, объявлении ему благодарности, поощрении его денежной премией и назначении с 1 марта 1995 г. ректором института Хазбулатова Бекхана Абусупьяновича с последующим проведением выборов ректора на Ученом совете.

17 апреля 1995 г. приказом Министерства образования Российской Федерации Чечено-Ингушский государственный педагогический институт был переименован в Чеченский государственный педагогический институт.

Из воспоминаний Б.А. Хазбулатова: «Возглавить институт пришлось в трудное время. Вернее сказать, тогда, когда от вуза почти ничего не осталось. В первые дни на пепелище пединститута собрались наиболее преданные вузу преподаватели и сотрудники… Кругом разруха, кровопролитие, трагедия… А мы начали в этот период восстанавливать аудитории, библиотеку. Коллектив жил заботами о студентах, потому что именно тогда страшила не только разруха (к этой боли постепенно привыкали) – страшно было другое: кризис личности, кризис веры. Надеялись, что появится социальный заказ на образование, что будут все-таки востребованы знания, интеллект, духовность. Ведь в образовании – спасение народа.

Последний год двадцатого века и второго тысячелетия вошел в историю института как точка отсчета второго этапа восстановления и начала его возрождения.

15 мая 2000 г. в институте состоялось первое послевоенное заседание Ученого совета, на котором обсуждались вопросы трудовой дисциплины членов коллектива, финансирования вуза, готовности института к началу учебного процесса, а также об обеспечении студентов и преподавателей элементарными условиями безопасности во время передвижения по территории республики и выполнения ими своих функциональных обязанностей в институте. Главным итогом заседания явилось единогласное решение о начале учебных занятий на выпускных курсах очной и заочной форм обучения 22 мая 2000 г.

Первое сентября 2000 г. явилось для вуза и коллектива студентов и преподавателей безоговорочным подтверждением победы добра над злом, образования над невежеством, знаний над мракобесием. В этот день в институте был настоящий праздник созидания, надежды, веры в светлое будущее чеченского народа.

От института к университету

С марта 2013 года по февраль 2020 года университетом руководил кандидат философских наук, доцент Хож-Ахмед Султанович Халадов. Слаженная, целеустремлённая работа всего коллектива университета под руководством Х.-А.С. Халадова привела к тому, что за последние годы ЧГПУ сделал значительный шаг в своём развитии: укрепились связи с научными и образовательными учреждениями России и зарубежных стран, расширилась практика участия коллективов подразделений и отдельных сотрудников в конкурсах грантов российских и зарубежных фондов. Знаменательным событием для вуза в 2015 году стало изменение статуса вуза. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 сентября 2015 г. № 979 федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Чеченский государственный педагогический институт» переименовано в федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет». В связи с этим университет получил широкие полномочия по развитию образовательный среды вуза.

Большим достижением стало открытие в 2018 году на базе Чеченского государственного педагогического университета и Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского объединенного диссертационного совета по защите диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук по научным специальностям: 13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки) и 13.00.08 – Теория и методика профессионального образования (педагогические науки).

Развитие международного сотрудничества является одним из приоритетных направлений деятельности Чеченского государственного педагогического университета. В университете реализуются проекты с зарубежными вузами. Чеченский государственный педагогический университет совместно с Педагогической высшей школой г. Фрайбург (Германия), Педагогической высшей школой г. Хайдельберг (Германия) и Казахским национальным педагогическим университетом им. Абая (Казахстан) участвует в сетевых проектах DAAD (Германская служба академических обменов) «Восточное партнерство», «Институт германистика» и «Диалог Востока и Запада». В рамках этих проектов запланированы стажировки студентов, участие преподавателей в научных мероприятиях. Совместно с Лиепайским университетом (Латвия) ЧГПУ выиграл грант Erasmus+ «Студенческая мобильность с признанием зачетных единиц».

Подтверждением конкурентоспособности вуза стали выводы сформированной Федеральным агентством по надзору в сфере образования Российской Федерации комиссии по лицензированию и аккредитации, которая работала в университете в начале 2019 года. Итоги работы комиссии показали, что ЧГПУ полностью соответствует нормативным параметрам, предъявляемым к высшему учебному заведению. Университет получил Свидетельство о государственной аккредитации сроком действия до 27 марта 2025 года. В соответствии с лицензией вуз имеет право на осуществление образовательной деятельности по 8 укрупненным группам специальностей (направлений) бакалавриата, 5 направлениям магистратуры, по 11 специальностям подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре. Учебный процесс осуществляется на базе 5 факультетов и 3 институтов.

В структуре университета действует колледж, осуществляющий подготовку по 3 программам среднего профессионального образования (44.02.01 «Дошкольное образование», 44.02.02 «Преподавание в начальных классах», 49.02.01 «Физическая культура»).

ЧГПУ: современность и перспективы

С 27 февраля 2020 года приказом Министерства науки и высшего образования временно исполняющим обязанности ректора Чеченского государственного педагогического университета назначен кандидат политических наук Исмаил Баутдинович Байханов, до этого занимавший должность Министра образования и науки Чеченской Республики.

Сегодня университет продолжает развивать свои лучшие традиции в соответствии с вызовами современности и видит свою миссию в подготовке и формировании педагогической элиты – команды единомышленников, имеющих системное и креативное мышление, владеющих инновационными образовательными технологиями и профессиональными компетенциями, которая способна создавать и развивать будущее, сохраняя общероссийскую и этническую идентичность в условиях глобализации.

Несмотря на сложную эпидемиологическую ситуацию в корпусах Чеченского государственного педагогического университета с марта по октябрь 2020 года шли ремонтные работы, позволившие качественно улучшить материально-техническое состояние вуза и благоприятствующие психологическому комфорту сотрудников и студентов.

С сентября 2020 года на базе университета работает Педагогическая мастерская учителя года России-2018 Алихана Динаева, основанная для поддержки студентов и молодых учителей в освоении эффективных и современных педагогических технологий. Особенность педагогической мастерской ЧГПУ Алихана Динаева заключается в том, что она не имеет аналогов и является инновационной площадкой для студентов педвузов. Самые необходимые и востребованные компетенции в школе XXI века можно получить в мастерской.

С 17 сентября 2020 года ЧГПУ реализует проект “Педагогический класс ЧГПУ” в школах столицы Чеченской Республики. Миссия проекта заключается в том, чтобы сориентировать школьников 10-11 классов на педагогические профессии, создавая благоприятные условия для общения с нашими студентами: для работы, самовыражения, самореализации и приобщения к педагогической культуре. Чтобы уже в школе у них формировалось представление, что это за профессия и какие требования предъявляются к современному педагогу обществом. Для школьников это отличная возможность в будущем поступить в педагогический университет и найти достойную работу.

Чеченский государственный педагогический университет и Департамент образования Мэрии г. Грозного подписали соглашение о сотрудничестве в сфере развития педагогического образования.

Главной целью данного соглашения является создание в школах педагогических классов, обеспечение необходимых условий для формирования у обучающихся старших классов психолого-педагогических компетенций, востребованных современным рынком труда, а также осознанного выбора профессии в педагогической и социальной̆ сферах жизни.

21 декабря 2020 года в ЧГПУ открылась творческая мастерская чеченского художника Аслана Бугаева. Новое структурное подразделение ЧГПУ стало центром притяжения для студентов, глубоко и увлеченно занимающихся живописью, графикой, скульптурой и многими другими видами изобразительной деятельности. Главная цель мастерской: способствовать развитию художественного таланта студентов, их профессиональному становлению в качестве мастеров, способных к самостоятельной творческой деятельности на высоком художественном уровне.

В Чеченском государственном педагогическом университете государственную стипендию имени Первого Президента Чеченской Республики, Героя России Ахмата-Хаджи Кадырова получает более 20 студентов. Ее учредили в целях материальной поддержки для абитуриентов, которые показали высокие результаты при сдаче ЕГЭ.

Сегодня в ЧР созданы все условия для повышения уровня образования. В первую очередь фундамент всему заложил первый президент Ахмат Хаджи Кадыров, который сумел направить нашу республику в русло мира и созидания. Для всех учащихся, получающих стипендию его имени, — это огромная честь.

ЧГПУ сегодня – это:

  • инновационный центр педагогического образования на федеральном уровне;
  • социокультурная среда для получения качественного образования, раскрытия личностного потенциала обучающихся;
  • территория грамотности и высокой культуры;
  • привлекательная научно-образовательная среда для вовлечения обучающихся и преподавателей в фундаментальные и прикладные исследования;
  • центр социальных и общественных инициатив молодежи, способной взять на себя ответственность и умеющей отстаивать экономические, политические и культурные интересы региона;
  • территория здорового образа жизни и спорта;
  • площадка активного межкультурного и межнационального общения;
  • территория равных возможностей и доступной среды;
  • центр подготовки специалистов в сфере дополнительного образования;
  • центр научно-исследовательских партнёрских отношений с региональными научными организациями и научными школами;
  • университет с современной системой администрирования и менеджмента качества.