1. Наука
  2. Научные школы и ведущие научные коллективы

Научные школы и ведущие научные коллективы

Актуальные проблемы северокавказских литератур в контексте общероссийского литературного процесса

Предметная область: филология

Год основания научной школы: 2010 г.

Основатели научной школы: Т.Б. Джамбекова, доктор филологических наук, профессор

Руководитель научной школы :
Б.Тамара Белаловна Джамбекова – Профессор кафедры литературы и методики её преподавания, доктор филологических наук, профессор.

С 1982 года ассистент, старший преподаватель, доцент, декан факультета, заведующий кафедрой, профессор, проректор по научной и международной деятельности, заведующий кафедрой.
Контактные данные:
atb-1952@mail.ru
8 (928) 738-45-46
Результаты исследований:
Более 700 публикаций, в том числе более 389 публикаций за последние 3 года
Численность участников научной школы:
26 человек, в том числе доктора наук – 2 чел., кандидаты наук – 10 чел., аспиранты – 7 чел., магистранты – 7 чел.
Награды

Почетный работник высшего образования Российской Федерации

Заслуженный деятель науки Чеченской Республики

Заслуженный учитель Чеченской Республики

Отличник Просвещения Российской Федерации

Достижения
  • Автор более 130 широко востребованных научных публикаций;
  • Под научным руководством подготовлено 11 кандидатов наук по научной специальности «Литература народов Российской Федерации (русская; народов Северного Кавказа)»;
Публикации
  • Джамбекова Т.Б. Экспрессивно-переносное значение в системе языка чеченского фольклора // Вопросы филологии. М., 2006. – №6. — с.138-141.
  • Джамбекова Т.Б. Чеченское устное народное творчество как основа национальной культуры // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. Пятигорск. — №2. – с. 226-229.
  • Джамбекова и др. Мифологема свободы в фольклорной и литературной парадигме Чечни (на материале трилогии А.Айдамирова) // Гуманитарные исследования. Астрахань. – 2015. – с.84-88.
  • Джамбекова Т.Б. и др. Мировоззренческий аспект творчества А.Айдамирова // Социология. Москва. – 2015. — с.138-141.
  • Джамбекова и др. Компаративистика в системе методологии исследования истории национальной литературы // Международные передовые практики педагогической деятельности: опыт, риски, перспективы. 2022
Деятельность научной школы

За время работы научной школы под руководством доктора филологических наук, профессора Т.Б. Джамбековой защищено 11 диссертаций на соискание ученой степени кандидата филологических наук и 1 диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук. Защита еще одной диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук запланирована на второе полугодие 2023 года. Все выпускники научной школы работают в ЧГПУ, ЧГУ, Академии наук Чеченской Республики.

Внедрение полученных результатов научных исследований

Результаты, полученные на всех этапах функционирования научной школы кафедры литературы и методики ее преподавания института филологии, истории и права ЧГПУ, были широко востребованы как в системе подготовки педагогических кадров, в том числе научно-педагогических кадров высшей квалификации, так и при проведении лекционных и практических занятий со студентами, аспирантами и магистрантами. Результаты исследований представителей научного направления легли в основу разработок учебных и учебно-методических пособий для общеобразовательных школ и высших учебных заведений республики.

Партнеры научной школы

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова»

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет»

ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»

Академия наук Чеченской Республики

История Чечни на разных этапах развития

Предметная область: история Чечни

Год основания научной школы: 2000 г.

Основатели научной школы: Ибрагимов М.М., доктор исторических наук, профессор

Руководитель научной школы :
Ибрагимов Мовсур Муслиевич – заведующий кафедрой истории Чеченского государственного педагогического университета, доктор исторических наук, профессор.

С 1986 г. соискатель, ассистент, доцент, профессор, заведующий кафедрой, декан факультета, директор института, проректор РГПУ им. А.И. Герцена
Контактные данные:
mm.ibragimov@mail.ru
8 (928) 740-29-99
Результаты исследований:
Более 55 публикаций. ВАК — 5, РИНЦ — 45, монографий — 1, учебно-методические пособия — 4
Численность участников научной школы:
18 человек, в том числе доктора наук – 3 чел., кандидаты наук – 8, аспиранты – 3, магистранты — 4
Награды и звания

Медаль «За трудовую доблесть» (1986)

Медаль М. Ю. Лермонтова

«Почётный знак Петра Великого»

Почётный работник высшего профессионального образования РФ

Заслуженный деятель науки ЧР (2005)

Достижения
  • Автор семи монографий и более ста научных статей;
  • Под научным руководством М.М. Ибрагимова написаны и защищены десятки кандидатских и несколько докторских диссертаций, пройдя через институт соискательства и аспирантуры.
Публикации
  • Ибрагимов М. М. Чечня: через круги ада: переселения и депортации чеченского народа. — М.: Аквариус, 2003. — 112 с.
  • Хатуев И. З., Ибрагимов М. М. Чеченская Республика в период Великой Отечественной войны. — М.: Издательский центр «Эль-Фа», 2007. — 315 с.
  • Хатуев И. З., Ибрагимов М. М. Вклад чеченского народа в победу над фашизмом в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.. — Гр.: ФГУП «ИПК Грозненский рабочий», 2015. — 414 с. — ISBN 9785431401633.
  • Ибрагимов М. М. Народы Северного Кавказа в период Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.. — М.: Прометей, 1997.
  • «Правда об участии народов Чеченской Республики в Великой Отечественной войне».
  • Гапуров Ш. А., Ахмадов Ш. Б., Багаев М. Х., Хасбулатов А. И. История Чечни с древнейших времён до наших дней / Руководитель Ибрагимов М. М.. — Гр.: ГУП «Книжное издательство», 2008. — Т. 1. — 827 с. — ISBN 978-5-98896-103-1.
Деятельность научной школы

Возникновение научной школы берёт своё начало с 2000-х годов и связано с деятельностью ученого М.М. Ибрагимова, выпускника Чечено-Ингушского государственного университета (ЧИГУ), ныне заведующего кафедрой истории Чеченского государственного педагогического университета, внесшего существенный вклад в изучение истории Великой Отечественной войны. Особое внимание им и его научной школой уделено участию народов ЧИАССР в войне, их вкладу в Великую победу. Школа сформировалась в процессе руководства научными изысканиями молодых исследователей.

Внедрение полученных результатов научных исследований

Научная школа принимает активное участие в научных региональных и международных конференциях. Об этом свидетельствуют публикационная активность и цитированные источники. Школа проводит конференции с целью прироста новых научных знаний и придание импульса ученым для дальнейшего развития исследований.

Партнеры научной школы

ФГБУН «Комплексный научно-исследовательский институт им. Х.И. Ибрагимова» Российской академии наук;

ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева;

ФГБОУ ВО Московский педагогический государственный университет;

Государственное казенное научное учреждение «Академия наук Чеченской Республики».

Интеграция этнопедагогических идей в современную образовательную практику

Предметная область: психология

Год основания научной школы: 2012 г.

Основатели научной школы: : Ш.М.-Х. Арсалиев, доктор педагогических наук, профессор

Руководитель научной школы :
Мусханова Исита Вахидовна – доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент АН ЧР, профессор кафедры педагогики и кафедры психологии, председатель диссертационного совета 99.2.069.02.

С 2015 – по настоящее время – директор института филологии, истории и права ЧГПУ.
Контактные данные:
vinter_65@mail.ru
8 (938) 902-20-28
Результаты исследований:
Более 400 публикаций, в том числе более 389 публикаций за последние 3 года
Численность участников научной школы:
41 человек, в том числе доктора наук – 1 чел., кандидаты наук – 6 чел., аспиранты – 6 чел., магистранты – 8 чел., студенты – 20 чел.
Награды

Заслуженный учитель Чеченской Республики

Почетный работник сферы образования Российской Федерации

«Лауреат Премии интеллектуального центра Чеченской Республики

Достижения
  • Автор более 250 широко востребованных научных публикаций;
  • Под научным руководством подготовлено 4 кандидата наук в области педагогики.
Публикации
  • Мусханова, И. В. Формирование патриотических чувств старшеклассников в условиях цифровой реальности / И. В. Мусханова, А. А. Хажмурадов // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2021. – № 1. – С. 79-83.
  • Мусханова, И. В. Этнопедагогика в контексте вызовов современности / И. В. Мусханова // Этнопедагогика как фактор сохранения российской идентичности : сборник материалов Всероссийской научной конференции, посвященной 95-летию со дня рождения академика РАО Г. Н. Волкова, Якутск, 26 сентября 2022 года. – Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2022. – С. 21-23.
  • Мусханова, И. В. Условия и факторы развития этноэстетической культуры студентов в педагогическом вузе / И. В. Мусханова, Д. С. М. Ибрагимова, Р. Р. Касумова // Наука в современном мире: взгляд молодых ученых : Материалы VIII Международной научно-практической конференции, Грозный, 27–28 мая 2022 года. – Грозный: Чеченский государственный педагогический университет, 2022. – С. 395-400.
Деятельность научной школы

Деятельность научной школы на всех этапах ее функционирования обосновывается весомым вкладом в разработку содержания национально-регионального компонента, в определение теоретических и методических основ регионализации образования, в получение масштабных результатов, значимых для теории и практики современного педагогического образования. Значимость также представляет работа над проектом «Роль и значение эт­нопедагогики в со­хранении и развитии культур народов, проживающих в Че­ченской Республике», реализация Концепции духовно-нравственного воспитания детей и молодежи Чеченской Республики.

Внедрение полученных результатов научных исследований

Результаты, полученные на всех этапах функционирования научной школы «ИНТЕГРАЦИЯ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ В СОВРЕМЕННУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРАКТИКУ», были востребованы в системе подготовки педагогических кадров, научно-педагогических кадров высшей квалификации, в практике дополнительного образования представителей педагогического сообщества. Авторским коллективом выпущено более 20 учебно-методических пособий, монографий, которые используются в образовательной практике педагогического вуза и школ Чеченской Республики.

Партнеры научной школы

Свыше 100 образовательных и научных организаций:

Экспертный совет ОНФ Чеченской Республики «Образование и культура как основы национальной идентичности»;

Ассоциация руководителей образовательных организаций Чеченской Республики.

Экология, сохранение биоразнообразия: флора и фауна Чеченской республики

Предметная область: биология и экология

Год основания научной школы: 1990 г.

Основатели научной школы: : Умаров Мухади Умарович, доктор биологических наук, профессор

Руководитель научной школы :
Тайсумов Муса Анасович – профессор кафедры экологии и безопасности жизнедеятельности, вице-президент Академии наук Чеченской Республики, доктор биологических наук, профессор.

С 1986 г. соискатель, ассистент, доцент, профессор, заведующий кафедрой, декан факультета Чеченского государственного университета
Контактные данные:
musa_taisumov@mail.ru
8 (928) 890-32-13
Результаты исследований:
Более 2000 публикаций, в том числе более 180 публикаций за последние 3 года
Численность участников научной школы:
375 человек, в том числе доктора наук – 5 чел., кандидаты наук – 16 чел., аспиранты – 5 чел., магистранты – 4 чел., студенты – 20 чел.
Награды

Заслуженный деятель науки ЧР;

Заслуженный деятель науки ЧР;

Член редакционной коллегии Красной книги ЧР;

Член Русского ботанического общества;

Лауреат премии в номинации «Наука» Интеллектуального центра Чеченской Республики.

Достижения
  • Автор более 280 широко востребованных научных публикаций.
  • Под научным руководством подготовлено 8 кандидатов наук и 1 доктор наук в области биологии.
Публикации
  • Тайсумов М.А. и др. Природные особенности формирования растительного покрова восточной части Российского Кавказа// Геология, география и глобальная энергия. 2022. № 4 (87). С. 64-81.
  • Тайсумов М.А. и др. Анализ растительного покрова полупустынь Чечни// Известия Горского государственного аграрного университета. 2022. Т. 59-3. С. 155-162.
  • Тайсумов М.А. и др. Чёрный список флоры Чеченской Республики//Российский журнал биологических инвазий. 2022. Т. 15. № 3. С. 186-200.
  • Тайсумов М.А. и др. К флоре государственного биологического заказника «Шалинский»// Грозненский естественнонаучный бюллетень. 2022. Т. 7. № 3 (29). С. 88-96.
  • Тайсумов М.А. и др. Список пищевых растений Чеченской Республики и их охрана// Биоразнообразие и рациональное использование природных ресурсов: материалы докладов Х Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Махачкала, 2022. С. 61-65.
Деятельность научной школы

Деятельность научной школы «Экология, сохранение биоразнообразия: флора и фауна Чеченской Республики» на всех этапах ее функционирования ознаменовывалась получением значимых результатов в области сохранения биоразнообразия, изучения растительных сообществ, природоохранной деятельности, защиты природных ресурсов от антропогенного воздействия. Эти научные достижения, связанные с именами выдающихся ученых как Умаров М.У., Тайсумов М.А., Мицаев Ш.Ш., Астамирова Ж.А.-М., Хасбулатова З.С., Автаева Т.А., Абдурзакова А.С., Кушалиева Ш.А.

Внедрение полученных результатов научных исследований

Результаты, полученные на всех этапах функционирования научной школы «Экология, сохранение биоразнообразия: флора и фауна Чеченской Республики» были широко востребованы как в системе подготовки педагогических кадров, в том числе научно-педагогических кадров высшей квалификации. Авторским коллективом выпущено более 20 монографий и учебно-методических пособий, а также Красной книги Чеченской Республики для биологов, экологов, физиологов растений и других специалистов, занимающихся проблемами экологии крупных промышленных центров, аспирантов и студентов. Результаты исследований представителей научного направления являются актуальными в связи с антропогенной трансформацией природных экосистем и геосистем, а также урба(эко)систем и социоэкосистем, изменчивости экосистем под воздействием природных и антропогенных факторов. Выбор тематики обусловлен увеличением численности населения Земли и интенсивным хозяйственным освоением территорий при возрастании антропогенной нагрузки и вследствие этого ухудшением качества жизни, особенно в урбаэкосистемах.

Партнеры научной школы

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Чеченской Республики;

Лаборатория эколого-генетического мониторинга живых систем и Лаборатория биоразнообразия и экологии биологических систем Комплексного научно-исследовательского института им. Х.И. Ибрагимова Российской академии наук;

Институт природных ресурсов Академии наук Чеченской Республики.

Русский и Чеченский языки в образовательном, научном и культурном пространстве Чеченской республики

Предметная область: филология

Год основания научной школы: 2015 г.

Основатели научной школы: : А.И. Халидов, доктор филологических наук, профессор; Т.В. Жеребило, доктор педагогических наук, профессор (научная школа основана в 2004 на базе Чеченского государственного университета г. с привлечением ученых Чеченского государственного педагогического университета, с 2015 г. один из основателей и руководитель научной школы А.И. Халидов работает в штате ЧГПУ).

Руководитель научной школы :
Халидов Айса Идрисович – профессор кафедры русского языка и методики его преподавания Чеченского государственного педагогического университета, доктор филологических наук, профессор

С 1981 г. ассистент, доцент, профессор, зав. кафедрой русского языка Чеченского государственного университета, с 2016 г. – профессор кафедры русского языка и методики его преподавания, с 2017 г. – академик Академии наук Чеченской Республики
Контактные данные:
halidov_aisa@mail.ru
8(928) 737-01-77
Результаты исследований:
Более 1000 публикаций, в том числе более 100 публикаций за последние 3 года
Численность участников научной школы:
32 человек, в том числе доктора наук – 2 чел., кандидаты наук – 12 чел., аспиранты – 3 чел., магистранты – 5 чел., студенты – 10 чел.
Награды

Заслуженный деятель науки Чеченской Республики

Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации

Медаль «За заслуги перед Чеченской Республикой»

Почетный знак «За трудовое отличие»

Достижения
  • Автор 330 публикаций, в том числе 20 книг (15 монографий и 5 учебных пособий).
  • Под научным руководством подготовлены 2 доктора наук и 5 кандидатов наук, представлена к защите 1 кандидатская диссертация.
Публикации
  • Чеченский язык: Морфемика. Словообразование. Грозный: ГУП «Книжное издательство», 2010. 766 с.
  • Грамматика чеченского языка. В трех томах. Том I. Автор проекта, научный редактор и автор (соавторы А.Д. Тимаев, М.Р. Овхадов). Грозный: ФГУП «ИПК «Грозненский рабочий», 2013. 848.
  • Языки и народы Кавказа: вопросы истории и типологии, социо-, этно- и эколингвистики. Тбилиси, Тбилисский гос. ун-т, «Универсал», 2018. 441 с.
  • Категория состояния: Проблема частеречного статуса и терминирования // Współczesne językoznawstwo słowianskie. Teoria i metodologia badańTom 2. Metody analizy i opisu jednostek leksykalnych i tekstowych. Redaktor naukowy – Elena Koriakowcewa. Siedlce, 2016. С. 23-40.
  • Современный русский язык. Морфология: Введение в морфологию. Учение о частях речи. Именные части речи: Учебное пособие. Санкт-Петербург: изд-во «Scientia», 2022. 420 с.
  • Русский язык в чеченской школе. Пособие для учителя. – Назрань: «Пилигрим», 2009. 258 с.
Деятельность научной школы

Исследовательская деятельность научной школы осуществляется в рамках изучения проблем изучения особенностей функционирования и преподавания русского и чеченского языков в образовательном, научном и культурном пространстве Чеченской Республики по следующим направлениям:

  • Языки и народы Кавказа: вопросы истории и типологии, социо-, этно- и эколингвистики.
  • ­
  • Современный русский язык в теоретическом и методическом аспектах.
  • ­
  • Современный чеченский язык в теоретическом и методическом аспектах.
  • Сопоставительно-типологическое исследование русского и чеченского языков.
  • ­
  • Языковая ситуация в Чеченской Республике.
  • ­
  • Коммуникативное поведение билингва.
  • ­
  • Методика обучения русскому языку как неродному.
  • Формирование коммуникативной компетенции учащихся-билингвов.
Внедрение полученных результатов научных исследований

Результаты, полученные на всех этапах функционирования научной школы, востребованы как в системе подготовки педагогических кадров, так и собственно в практике обучения русскому и чеченским языкам. В 2015-2017 годах реализован получивший грантовую поддержку РГНФ проекта «Языковая ситуация в Чеченской Республике в условиях глобализации», в рамках которого по материалам социолингвистического исследования, изучения литературных данных, анализа многообразного языкового материала были подготовлены и опубликованы научно-исследовательские работы разных видов и жанров. В 2018-2021 гг. реализован при грантовой поддержке РФФИ проект «Модели исследования коммуникативного поведения чеченцев-билингвов». Членами группы на основе интеграции современных теоретико-методологических подходов проведено комплексное, системное исследование коммуникативного поведения членов чеченского лингвокультурного сообщества в разных речевых ситуациях.

Партнеры научной школы

Свыше 10 образовательных, научных и общественных организаций, например:

  • Академия наук Чеченской Республики;
  • Чеченский государственный университет;
  • Ингушский государственный университет;
  • Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М.Д. Миллионщикова;
  • Абзахский государственный университет;
  • Алматинский университет энергетики и связи имени Гумарбека Даукеева;
  • ООО «Ассоциация учителей русского языка и литературы» (региональное отделение по Чеченской Республике).

Философские проблемы теории и истории культуры

Предметная область: философия культуры

Год основания научной школы: 2024 г.

Основатели научной школы: : Бетильмерзаева Марет Мусламовна, доктор философских наук, доцент.

Руководитель научной школы :
Бетильмерзаева Марет Мусламовна, доктор философских наук, доцент, заведующий кафедрой философии, политологии и социологии.

С 2002 года ассистент, старший преподаватель, доцент, заведующий кафедрой.
Контактные данные:
С 2002 года ассистент, старший преподаватель, доцент, заведующий кафедрой.
8 (928) 737-22-79
Результаты исследований:
Более 300 публикаций. В том числе: статьи в журналах, входящих в Web of и Science Scopus – 16; публикации автора, включенные в ядро РИНЦ – 18; статьи в российских журналах, включенных в текущий перечень ВАК – более 70.
Численность участников научной школы:
30 человек, в том числе доктора наук – 2 чел., кандидаты наук – 4 чел., соискатели – 4 чел., магистранты – 10 чел., студенты – 10 чел.
Награды

Лауреат премии РОО «Интеллектуальный центр Чеченской Республики», награждена дипломом и медалью «За профессиональную честь» (2014 г.)

Диплом победителя XVI Всероссийского конкурса молодежных проектов и проектов в сфере образования, направленных на социально-экономическое развитие российских территорий, «Моя страна – моя Россия» (2019 г.)

«Почетный работник сферы образования Российской Федерации» (Приказ Минобрнауки России от 23 ноября 2020 г. № 406 к/н)

Достижения
  • Автор более 200 широко востребованных научных публикаций;
  • Под научным руководством подготовлено 3 кандидата наук по научной специальности «5.10.1 — Теория и история культуры, искусства» (философские науки).
Публикации
  • Бетильмерзаева, М. М. Сущность общественного сознания: становление смыслов / М. М. Бетильмерзаева // Общество: философия, история, культура. – 2023. – № 7(111). – С. 14-20. – DOI 10.24158/fik.2023.7.1.
  • Бетильмерзаева, М. М. Проблема ментальности: индивидуальность и социальность / М. М. Бетильмерзаева // Вестник психофизиологии. – 2023. – № 3. – С. 54-58. – DOI 10.34985/f5265-6407-6414-b.
  • Бетильмерзаева, М. М. Ментальность в контексте новых исследовательских подходов / М. М. Бетильмерзаева // Вестник МГПУ. Серия: Философские науки. – 2022. – № 4(44). – С. 91-104. – DOI 10.25688/2078-9238.2022.44.4.8.
  • Бетильмерзаева, М. М. Проблема понимания и рождения смыслов: социокультурный контекст / М. М. Бетильмерзаева // Вестник психофизиологии. – 2022. – № 4. – С. 12-17. – DOI 10.34985/a3628-5463-8355-k.
Деятельность научной школы

Исследовательская деятельность научной школы «Философские проблемы теории и истории культуры» осуществляется в рамках изучения философских аспектов культуры, их взаимосвязей и влияния на формирование современного общества. Основные направления исследований включают в себя:

  • философское осмысление культурных явлений и процессов;
  • ­
  • исследование роли культуры в формировании и развитии человеческого общества;
  • ­
  • анализ взаимодействия между различными культурными традициями и цивилизациями;
  • исследование истории культуры, ее эволюции и влияния на современное мировоззрение;
  • ­
  • разработка теоретических и практических подходов к пониманию культурных явлений и процессов.

Члены научной школы проводят исследования, публикуют научные статьи, организуют конференции и семинары по актуальным проблемам философии культуры. Результаты их работы способствуют расширению знаний в области философии, культурологии и социологии, а также способствуют развитию гуманитарных наук в целом.

Внедрение полученных результатов научных исследований

Результаты, полученные на всех этапах функционирования научной школы «Философские проблемы теории и истории культуры», найдут отражение в диссертациях на соискание ученой степени, научных публикациях и учебно-методических пособиях.

Партнеры научной школы

Свыше 10 образовательных, научных и общественных организаций, например:

  • ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова»
  • ФГБОУ ВО «Грозненский государственный нефтяной технический университет им. М.Д. Миллионщикова»
  • ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»
  • ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева»
  • ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»
  • ФГБОУ ВО «Донецкий национальный университет экономики и торговли им. Михаила Туган-Барановского»