Научные школы Чеченского государственного педагогического университета

Школа инвариантно-вариативной методологии исследования и обучения
- Руководитель:
- Жеребило Татьяна Васильевна – д.пед.н., профессор
- Ведущие специалисты школы:
- Халидов А.И. – д.фил.н., профессор
- Овхадов М.Р. – д.фил.н., профессор
- Навразова Х.Б. – д.фил.н., профессор
- Дибиров И.А. – д.фил.н., профессор
Научно-педагогическая школа базируется на кафедре теории и методики преподавания русского языка.
Основные научные направления школы:
- Сопоставительный анализ русского и иноструктурных языков;
- Общая и учебная лексикография и терминография;
- Современные парадигмы изучения языка;
- Теория и практика лингвистического анализа;
- Функционально-семантический анализ языка;
- Лингвистическая терминология;
- Лингвистическая абстракция как метод исследования и обучения;
- Теория и методика обучения русскому языку в чеченской школе;
- Лингвистический анализ текста;
- Функционально-стилистический инвариант как основа исследования языка и обучения речевой деятельности;
- Модели исследования коммуникативного поведения билингвов;
- Актуальные проблемы социолингвистики;
- Языковая ситуация в Чеченской Республике в условиях глобализации.
Основные научные результаты:
За последние три года опубликовано 3 монографии, более 167 статей, входящих в базу РИНЦ, из них 21 в журналах из списка ВАК, 8 статей, входящих в базу Scopus и Web of Science.

Экология, сохранение биоразнообразия: флора и фауна ЧР
- Руководитель:
- Тайсумов Муса Анасович – д.биол.н., профессор
- Ведущие специалисты школы:
- Умаров М.У. – д.биол.н., профессор
- Ибрагимов К.Х. – д.с/х.н., профессор
- Мицаев Ш.Ш. – д.вет.н., профессор
- Оказова З.П. – д.с/х.н., профессор
- Арсанукаев Д.Л. – д.биол.н., профессор
- Байраков И.А. – к.биол.н., доцент
Основные научные направления школы:
- Исследование влияния антропогенных факторов (химическое загрязнение, физическое загрязнение, засоление и др.) на состояние природных экосистем Чеченской Республики, растительного и животного мира.
- Совершенствование методологии и методов мониторинга, диагностики, индикации, оценки и прогнозирования состояния экосистем.
- Составление кадастровых списков флоры и фауны республики.
Основные научные результаты:
За последние три года опубликовано около 15 монографий, более 100 статей, из них около 30 в журналах, рецензируемых ВАК.

История Чечни на разных этапах развития
- Руководитель:
- Ибрагимов Мовсур Муслиевич – д.ист.н., профессор
- Ведущие специалисты школы:
- Гапуров Ш.А. – д.ист.н., профессор
- Эльбуздукаева Т.У. – д.ист.н., профессор
- Гациева И.И. – к.ист.н., доцент
- Бугаев А.М. – к.ист.н., доцент
- Гелаева З.А. – к.ист.н., доцент
- Байраков И.А. – к.биол.н., доцент
Основные научные результаты:
За последние три года опубликовано 12 монографий, 147 статей, из них около 20 в журналах, рецензируемых ВАК.

Региональные проблемы математического образования
- Руководитель:
- Коваленко М.И. – д.пед.н., профессор
- Ведущие специалисты школы:
- Асхабов С.Н., д.физ.-мат. н., профессор
- Якубов А.В. – к.пед.н., доцент
- Умалатов С.Д. – к.физ-мат.н., доцент
- Исаева М.А. – к.пед.н., доцент
- Исаева З.И. – к.пед.н., доцент
- Байраков И.А. – к.биол.н., доцент
Основные научные направления школы:
- Фузионизм при изучении геометрии;
- Решение задач с параметрами различной степени сложности;
- Методические аспекты использования ИКТ в преподавании математики в условиях лексической недостаточности;
- Особенности реализации деятельностного подхода к организации обучения математики в начальной школе.
Основные научные результаты:
За последние три года опубликовано 4 монографии, 40 статей, из них 6 – в журналах из списка ВАК.

Этнопедагогика
- Руководитель:
- Арсалиев Шавади Мадов-Хажиевич – д.пед.н., профессор
- Ведущие специалисты школы:
- Магомеддибирова З.А. – д.пед.н.,профессор
- Караханова Г.А. – д.пед.н., профессор
- Абдурзакова Д.М. – д.пед.н., профессор
- Мусханова И.В. – д.пед.н., доцент
- Базаева Ф.У. – д.пед.н., доцент
- Байраков И.А. – к.биол.н., доцент
Основные научные направления школы:
- Современные педагогические технологии;
- История образования в Чечне;
- Семейная педагогика чеченцев;
- Этнопедагогика чеченцев.
Основные научные результаты:
За последние три года опубликовано 10 монографий, 67 статей, из них 11 – в журналах из списка ВАК.

Актуальные проблемы северокавказских литератур в контексте общероссийского литературного процесса
- Руководитель:
- Джамбекова Тамара Белаловна – д.фил.н., профессор
- Ведущие специалисты школы:
- Инаркаева С.И. – к.фил.н., доцент
- Исмаилова М. В. – к.фил.н., доцент
- Татаева Р.Б. – к.фил.н., доцент
- Яхьяева З.И. – к.фил.н.
- Товсултанова Д.С. – к.фил.н.
Основные научные направления школы:
- Перспективы развития северокавказских литератур в контексте общероссийского литературного процесса;
- Русско-кавказские литературные связи;
- Проблемы жанров в чеченской литературе;
- Фольклор как источник чеченской прозы;
- Проблемы духовности и нравственности в творчестве современных чеченских писателей;
- Чеченский исторический роман.
Основные научные результаты:
За последние три года опубликовано 8 монографий, более 93 статей, из них 25 в журналах из списка ВАК.

Управление в сфере региональной экономики
- Руководитель:
- Товбулатова З.К. – д.эк.н., профессор
- Ведущие специалисты школы:
- Мусаев Р.А. – д.эк.н., профессор
- Гезиханов Р.А. – д.эк.н., профессор
- Юшаева Р.С. – к.эк.н., доцент
- Гайрбеков М.С. – к.эк.н., доцент
- Саламов О.А. – к.эк.н., доцент
Основные научные результаты:
За три года опубликовано 9 монографий, 111 статей, из них около 30 в журналах из списка ВАК.

Физическая культура и спорт в системе непрерывного образования
- Руководитель:
- Элипханов Салман Байсултанович – д.пед.н., профессор
- Ведущие специалисты школы:
- Аслаханов С.-А – д.пед.н., профессор
- Джамалов А.Р. – к.пед.н., доцент
- Басханов С.Г. – к.пед.н., доцент
- Яхьяева З.И. – к.фил.н.
- Товсултанова Д.С. – к.фил.н.
Научно-педагогическая школа базируется на следующих подразделениях ЧГПУ:
- кафедра теории и методики физического воспитания;
- кафедра физического воспитания
- ПНИЛ «Актуальные проблемы физической культуры и спорта»
Основные научные направления школы:
- Организационно-управленческие и методико-технологические проблемы физической культуры дошкольников, учащихся общеобразовательных школ, средних и высших профессиональных образовательных учреждений;
- Психолого-педагогические аспекты модернизации физического воспитания в системе непрерывного образования;
- Медико-биологические проблемы физкультурного образования дошкольников и учащейся молодёжи.
- Современное состояние и пути развития детско-юношеского спорта, спорта высших достижений;
- Перспективы развития физической культуры в свете федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения;
- Современные концепции трансформации культурно-исторического опыта формирования личности в современную практику образования и воспитания
Основные научные результаты:
За последние три года опубликовано 6 монографий, 47 статей, из них 4 в журналах из списка ВАК.